You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Слово редактора | №2

Слово редактора | №2

Автор статьи_

Наталия Полусмакова | директор регионального центра дополнительного образования “Дом научной коллаборации им. З.В. Ермольевой”

Выпуск_

№2 | 11/12/2020


Здравствуйте, дорогие читатели “Что если?”! Почту за честь обратиться к вам, молодым ученым, исследователям, создателям и искателям 21 века, со страниц научно-популярного журнала!

Разрешите представиться: Зинаида Виссарионовна Ермольева, микробиолог и эпидемиолог. Моим именем назван “Дом научной коллаборации” Волгоградской области на базе Волгоградского государственного университета. С некоторыми фактами моей научной жизни вы могли познакомиться в первом выпуске “Что если?”. Наставник ДНК Сергей Головин посвятил мне статью “Госпожа пенициллин”. Поэтому подробно останавливаться на своей научной биографии, не вижу смысла. 

Наталия Полусмакова, директор регионального центра дополнительного образования “Дом научной коллаборации им. З.В. Ермольевой”, записала интервью с моей ученицей Ларисой Блиновой, доктором биологических наук, заведующей лабораторией НИИВС им. И.И. Мечникова, членом Московского научного общества историков медицины.

Мне всегда было интересно наблюдать за научной жизнью своих учеников. Все свои открытия я делала во имя любви: к науке, к Родине, к людям. Надеюсь, мне удалось передать это будущему поколению!

///


«Знания должны дать результаты, полезные для людей»

В честь Зинаиды Виссарионовны Ермольевой назван региональный центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. З.В. Ермольевой», созданный на базе ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», включенного в национальный проект «Образование».

Интервью с ученицей Зинаиды Ермольевой – Лариса Блинова, профессор микробиологии, доктор биологических наук, заведующая лабораторией НИИВС им. И.И. Мечникова, член Московского научного общества историков медицины, ученица Зинаиды Ермольевой, нашей землячки, создательницы пенициллина, о своём становлении в науке, работе с выдающимся учёным и роли школьников и студентов в научных исследованиях в настоящее время. 

– Как началось ваше увлечение микробиологией? Почему вы выбрали именно это научное направление?

– Любовь к природе, растениям, животным была заложена в семье. Особую роль в этом сыграл отец, агроном с высоким уровнем сельскохозяйственного образования. Объезжая в седле или на дрожках вместе с ним поля, или проезжая через лес, я впитывала запахи цветущих и скошенных растений, видела живых лосей, зайцев, волков, лис, гнездовья птиц. Одного лисенка даже содержала дома. Новорожденные котята, щенки, птенцы, часто слабенькие, иногда болели и даже умирали. Их хотелось лечить, оберегать от микробов. В школе увлекалась биологией. Очень интересен для меня был микромир. Поэтому после окончания в Ульяновске средней школы с золотой медалью в 1957 году поступила без экзаменов в МГУ им. М.В. Ломоносова на биофак. Там я выбрала кафедру микологии и альгологии (основные объекты изучения – микро- и макро-грибы и водоросли) с дальнейшей специализацией по микробиологии через аспирантуру. В то время выпускников этой кафедры направляли на работу в НИИ и предприятия, занимавшиеся антибиотиками. Нам читали лекции известные в этой области ученые. Антибиотики, как новое направление в науке и на производстве, очень интересовали молодежь. Среди авторитетов этого направления в СССР были Зинаида Ермольева (кумир молодых), Георгий Гаузе, Мария Бражникова и другие.

 – Когда произошло знакомство с З.В. Ермольевой?

– С 1960-1962 г. я начала выполнять курсовую работу и затем делать дипломный проект во Всесоюзном НИИ антибиотиков. Там впервые встретилась с З.В. Ермольевой. Я работала с микроорганизмом актиномецетом. Целью работы являлось получение мутанта этого микроорганизма, который устойчив к вирусам. З.В. Еромольеву интересовали такие работы. При встречах она спрашивала, как идут эксперименты, давала советы, какие новые публикации по антибиотикам посмотреть. Несмотря на то, что у меня были еще непосредственные наставники, я чувствовала ее стремление помочь, чтобы моя работа оказалась результативной и принесла пользу при выпуске антибиотика.


– Каким наставником она была?

– Со всеми своими учениками, а среди них 150 кандидатов наук и 34 доктора наук, она была всегда нацелена на оказание профессиональной помощи и получение практически полезных результатов. Была целеустремленной и приучала к этому учеников. Хорошо известно, что Зинаида Виссарионовна трогательно заботилась о них в сложных жизненных ситуациях и даже поддерживала молодежь деньгами.

– Какие личные качества, проявляющиеся в работе Зинаиды Виссарионовны, можете отметить? 

– Работавшие рядом с З.В. Ермольевой отличали ее безмерную увлеченность тем вопросом, которым она занималась. Например, в студенческие годы она залезала в окно лаборатории до ее открытия, чтобы поставить новые эксперименты и поскорее увидеть результаты. Известен факт, когда она заразила себя холероподобным вибрионом, чтобы доказать, что он, изменившись, может вызывать инфекцию. Она перенесла тяжелую холеру, но выжила. Руководствуясь такими принципами, как у З.В. Ермольевой, мне также пришлось с четырьмя коллегами первыми после проверки на экспериментальных животных испытать на себе многокомпонентную вакцину против брюшного тифа, ботулизма, гангрены и столбняка, чтобы оценить ее безвредность и потенциальный защитный эффект до её широкого применения на людях.

Научные достижения Зинаиды Виссарионовны являлись следствием огромной работоспособности. Она считала, что упорство и труд позволят добиться успеха. 

– Как изменился подход к изучению микробиологии в университетах сейчас?

– С появлением биотехнологии и пограничных с ней наук возникла необходимость готовить в вузах профильных специалистов. При подготовке биотехнологов и микробиологов теперь требуются хорошие знания не только по основному предмету, но и знания в биохимии, иммунологии, аппаратурном оформлении микробиологического производства, в компьютерной подготовке и, конечно, владение иностранными языками.

– Что бы вы посоветовали начинающим микробиологам, студентам, школьникам, которые только вступают в научную деятельность?

– Школьникам и студентам, заинтересовавшимся науками, например, микробиологией, нужно помнить, что полученные фундаментальные знания должны дать результаты, полезные для людей. Нужно стремиться к приоритетному уровню, то есть к новшествам, за которые можно получить патенты на изобретение.

– Какую роль играет наука в развитии общества?

– От достижения ученых зависит не только технический прогресс, но и социальное благосостояние общества, в котором мы живем, его здоровье. Становясь зрелыми учеными и специалистами, мы должны закладывать устои для последующих поколений, ориентируясь на такие замечательные личности, как З.В. Ермольева.



Поделиться_

Донской государственный технический университет,
Площадь Гагарина, 1.
Ростов-на-Дону,
344000, Россия